Латинская Америка / образование / Высшее образование в Бразилии В настоящее время система высшего образования Бразилии охватывает 973 учебных заведений, включая 93 университета, университетские центры и высшие краткосрочные курсы.
Основу высшей школы составляют университеты, составляющие 15,7% от всего количества вузов. Более 1000 курсов по послеуниверситетской подготовке располагают факультетами с высоким качеством обучения, сравнимым с аналогичным качеством в высокоразвитых странах.
Автономия университетов по законодательству страны закрепляется, но ограничивается только ресурсами, которыми они располагают. Ни правительство, ни политические партии, ни религиозные авторитеты, никакая группа, облеченная властью, не может диктовать, каким образом университеты должны достигать поставленных целей. Университеты решают все свои проблемы interna corporis.
В Бразилии одновременно функционируют несколько типов университетов: государственный и частный; государственные университеты уровней федерации, штата и муниципалитета; университеты, специализированные по областям знания.
В настоящее время в университетах на первом этапе высшего образования - graduacao - учатся около 69% студентов. Их обучают более 72% бразильских преподавателей.
Второй этап высшего образования - pos-graduacao, ведущий к продвинутой научной квалификации (mestrado и doutorado) - сосредоточен, главным образом, в федеральных университетах.
Университетский центр осуществляет своеобразную переориентацию системы высшего образования. Высшие учебные заведения, приобретающие статус университетского центра, получают такую степень автономии, которая позволяет им гибко и динамично отвечать на запросы рынка. Они предлагают разнообразные и постоянно обновляемые учебные курсы. Университетские центры выступают в качестве многопрофильных вузов: их автономия, сравнимая с автономией университета, дает право разрабатывать и реализовывать в своих стенах учебные программы и планы, охватывающие одну или более областей знания. Они обладают правом определять необходимое количество предлагаемых для зачисления мест в зависимости от спроса.
Рост числа выпускников средней школы, большинство из которых претендует продолжить свое образование, отставание предложения от спроса на место в вузе послужили мотивом для заимствования уже известной в Европе, Канаде и США модели высших краткосрочных курсов.
|