Латинская Америка / образование / Качество бразильского образования В Бразилии ведется постоянный контроль за качеством обучения на всех уровнях системы образования.
Работает Координационная система по совершенствованию кадров высшего образования (CAPES), ответственная за аккредитацию учебных программ в аспирантуре и докторантуре бразильских университетов и Федеральный совет по образованию, задачей которого является «авторизация и официальное признание» частных вузов.
CAPES, кроме аккредитации учебных программ последипломного уровня, также ведает выделением стипендий для обучения бразильских студентов как внутри страны, так и за рубежом, осуществляет международное сотрудничество, накапливает и обрабатывает информацию о состоянии высшей школы, анализирует результаты аттестации аспирантов и докторантов.
Оценка учебных программ последипломного уровня раз в два года проводится специальными комиссиями, члены которых выбираются из университетской среды и в которых постоянно проводится ротация состава. Получаемые CAPES результаты служат для выработки как государственных, так и негосударственных проектов финансовой поддержки последипломного уровня обучения. В частности, на основе получаемых результатов бразильские университеты получают ту или иную долю денежных и материальных средств со стороны государства через Национальный совет научно-технического развития.
Оценкой уровня обучения в государственных вузах ведает Секретариат по высшему образованию при министерстве просвещения по предварительному согласованию с Советом ректоров бразильских университетов.
За последние два-три года в стране были осуществлены две программы по оценке качества высшего образования: был проведен общенациональный выпускной экзамен, объявленный обязательным для получения диплома о высшем образовании. Кроме того, в 1994 году вступила в действие новая программа институциональной проверки и аттестации бразильских университетов (PAIUB), последовавшая за созданием соответствующей Национальной комиссии. Институциональная аттестация в рамках PAIUB проводится при добровольном желании всех членов данного вуза, она является этапом, следующим после «внешнего обследования». При этом инспектируются все стороны университетской жизни, а не только сам процесс обучения; проводится сравнительный анализ работы данного вуза с другими. В процессе аттестации в равной мере не предусматриваются ни поощрения (в случае особо впечатляющих результатов), ни наказания (в случае обнаружения недостатков).
|